Программа воспитания 2023-2024г -

1

Рабочая программа воспитания
№
п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Основные разделы программы

4

2.1

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса

4

2.2

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

5

2.3

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

7

2.4

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной
работы

12

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является обязательной частью основной
образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с требованиями
ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации», соответствует требованиям
ФГОС дошкольного образования (далее – Программа).
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление
психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного
образования.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает
в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне дошкольного
образования;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических
работников,
обучающихся
и
социальных
партнеров
организации,
осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного
образования;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется совместно с семьей и другими
институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей дошкольного возраста.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что
предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с
изменениями во внешней или внутренней среды дошкольной образовательной
организации.

3

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.
Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в дошкольной образовательной организации
(указать название) основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в ДОО;
- ориентир на создание в ДОО психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания через доверительное отношение
взрослых и детей друг к другу, окрашенное позитивными эмоциями;
- отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания;
Основными традициями воспитания в дошкольной образовательной
организации МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела
ДОО (праздники, акции, проекты и др.), через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- педагогические работники ориентированы на формирование детских
коллективов в рамках групп, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в ДОО является воспитатель, реализующий
по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;
- воспитательный процесс организуется в интересах обучающихся при
тесном взаимодействии ДОО и семьи;
- для повышения эффективности воспитания привлекаются ресурсы
социума - других образовательных организаций, учреждений культуры,
здравоохранения и пр.);

4

Раздел 2.
Цель и задачи воспитания
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности нашего общества -семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек).
Цель воспитания в дошкольной образовательной организации исходит из
воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества
ценностях.
Цель воспитания в ДОО:
- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество
выработало на основе базовых ценностей (т.е., в усвоении ими социально
значимых знаний);
- в развитии позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям
этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых
отношений);
- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел) с учетом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста.
Приоритеты в воспитании детей дошкольного возраста
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения
детьми дошкольного возраста социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Наиболее важные нормы и традиции на уровне дошкольного
образования:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
5

- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание детьми дошкольного возраста данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания детей дошкольного возраста целевых
приоритетов, связанных с их возрастными особенностями, не означает
игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Задачи воспитания:
- задействовать воспитательный потенциал образовательных предложений;
- использовать воспитательные возможности ключевых дел;
- использовать воспитательные возможности режимных моментов;
- реализовывать потенциал педагогических работников в воспитании
детей;
- использовать возможности детских объединений для достижения
воспитательных результатов;
- организовывать для детей дошкольного возраста экскурсии, экспедиции,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- осуществлять воспитание в процессе взаимодействия детей и взрослых;
- осуществлять взаимодействие с семьей для повышения эффективности
воспитания;
- развивать
предметно-пространственную
среду
организации
и
использовать ее воспитательные возможности.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОО
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников.
6

Раздел 3.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы дошкольной
образовательной организации МБДОУ Валуевский д/с «Теремок». Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

Модуль «Образовательное предложение для группы детей».
Модуль «Режимные моменты».
Модуль «Ключевые дела».
Модуль «Кружки, секции, клубы, студии».
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы».
Модуль «Взаимодействие взрослых и детей».
Модуль «Взаимодействие с семьей».
Модуль «Организация предметно-пространственной среды».

3.1. Модуль «Образовательное предложение для группы детей»
Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей
усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом
его интересов, мотивов и способностей.
Образовательное
предложение
предусматривает
личностнопорождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его
личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Виды и формы деятельности:
- использование при подготовке образовательных предложений
содержания, обладающего значительным воспитательным потенциалом;
- использование возможностей социокультурной среды для достижения
воспитательных результатов;
- использование на занятиях эффективных воспитательных технологий;
- использование на занятиях эффективных форм и методов воспитания,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- задействование специфических видов детской деятельности,
способствующих достижению целей воспитания;
- организация игровой деятельности для достижения целей воспитания;
- использование таких форм деятельности обучающихся как чтение и
обсуждение книг, просмотр фильмов, постановку спектаклей, выполнение
проектов и пр.;

7

3.2. Модуль «Режимные моменты»
моменты обладают значительным

Режимные
воспитательным
потенциалом.
Его задействование позволит придать системность воспитательной
работе в дошкольной образовательной организации.
Виды и формы деятельности:
- использование возможностей режимных моментов для достижения
воспитательных результатов;
- использование в режимных моментах таких форм как рассказ, показ,
беседа и др., соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям
детей;
- задействование специфических видов детской деятельности,
способствующих достижению целей воспитания в режимных моментах;
- организация в режимных моментах игровой деятельности для
достижения целей воспитания;
3.3. Модуль «Ключевые дела»
Ключевые дела – это главные традиционные дела, мероприятия,
праздники, проекты, акции, выставки и др., в которых принимает участие
большая часть обучающихся.
Для этого в ДОО используются следующие формы работы.
Виды и формы деятельности:
- использование воспитательного потенциала содержания ключевых дел;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и сверстниками;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту ключевых
дел, инициирование их обсуждения, высказывания детьми своего мнения,
выработки своего к ним отношения;
- использование вариативных форм проведения ключевых дел
(праздники, акции, проекты, соревнования, выставки, концерты);
3.4. Модуль «Детские объединения»
Детские объединения в ДОО представлены преимущественно кружками,
секциями, клубами, студиями.
Воспитание в детских объединениях осуществляется через следующие
виды и формы деятельности.
Виды и формы деятельности:

8

- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержка в детских объединениях одаренных, талантливых,
способных обучающихся;
- развитие детской одаренности (исходя из посыла, что каждый ребенок
от рождения талантлив, одарен, задача педагогов и родителей – раскрыть и
развить одаренность и талант);
- удовлетворение интересов и образовательных потребностей каждого
обучающегося;
- поощрение педагогами детских инициатив;
3.5. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают детям дошкольного возраста
расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его
социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения
в различных ситуациях.
Во время экскурсий, экспедиций, походов создаются благоприятные
условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков само обслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы, организуемые в
группах воспитателями совместно с инструкторами по физической культуре,
родителями: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на
природу; по населенному пункту и др.;
3.6. Модуль «Взаимодействие взрослых и детей»
Реализация основной образовательной программы предполагает активное
участие в этом процессе всех субъектов образовательных отношений – как
детей, так и взрослых.
9

Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад
в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного
процесса, может проявить инициативу.
Предполагается диалогический характер коммуникации между всеми
участниками
образовательных
отношений.
Обучающимся
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение,
занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя
ответственность в соответствии со своими возможностями.
Виды и формы деятельности:
- взаимодействие воспитателя с детьми группы: организация работы с
детским коллективом; организация индивидуальной работы с детьми;
взаимодействие с другими педагогическими работниками и персоналом,
участвующем в жизнедеятельности группы; работа с родителями
обучающихся или их законными представителями;
- взаимодействие других сотрудников ДОО с детьми в соответствии с их
должностными обязанностями и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся;
-организация взаимодействия обучающихся и их родителей в рамках
проектов, акций, праздников;
3.7. Модуль «Взаимодействие с семьей»
Важнейшим принципом образовательной программы являются
сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи,
уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.
Сотрудники ДОО должны знать об условиях жизни ребенка в семье,
понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как
в содержательном, так и в организационном планах.

Виды и формы деятельности:
- Родительский комитет и Попечительский совет ДОО, участвующие в
управлении образовательной организацией и в решении вопросов воспитания
и социализации их детей;
- проведение родительских конференций, собраний, круглых столов для
родителей по вопросам воспитания;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
1
0

родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия
для получения представления об образовательном процессе в ДОО;
- размещение на официальном сайте ДОО информации для родителей по
вопросам воспитания;
- проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам
воспитания;
- привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми),
конкурсах, соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
- привлечение родителей к оценочным процедурам по вопросам
воспитания;
3.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими
территориями, предназначенными для реализации Программы),материалами,
оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в т.ч.
развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания
детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет
образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна
быть не только развивающей, но и развивающейся.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО создается
педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его
возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование
его индивидуальной траектории развития.
Предметно-пространственная
среда
ДОО
обеспечивает
возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с
учетом спецификии нформационной социализации детей и правил безопасного
пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений
словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной
деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного
этапа детей, охраны и
1
1

укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Виды и формы деятельности:
- специальная организация пространства ДОО (помещений, территорий,
предназначенных для реализации Программы);
- приобретение
материалов,
оборудования,
электронных
образовательных ресурсов (в т.ч. развивающих компьютерных игр) и средств
воспитания детей дошкольного возраста;
- учет гендерных особенностей обучающихся при создании ППС ;
- использование возможностей ППС для реализации разных видов
детской активности;
- обеспечение следующих свойств ППС – содержательной насыщенности,
трансформируемости, полифункциональности, доступности, безопасности –
для повышения ее воспитательного потенциала;
РАЗДЕЛ 4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой ДОО направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами ДОО с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в ДОО, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в
котором ДОО участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
1
2

Основными
направлениями
анализа
организуемого
воспитательного процесса могут быть следующие.

в

ДОО

Направление 1. Результаты воспитания и социализации детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития детей.
Анализ осуществляется воспитателями совместно с другими
педагогическими работниками, в т.ч. с педагогом-психологом с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического или
педагогического совета ДОО.
Способом получения информации о результатах воспитания и
социализации обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
детей удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
Направление 2. Состояние организуемой в ДОО совместной
деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в ДОО интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора (методистом, старшим
воспитателем), воспитателями и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью ДОО.
Способами получения информации о состоянии организуемой в ДОО
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с детьми и их
родителями, педагогами, при необходимости– анкетирование последних.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического или
педагогического совета ДОО.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, с качеством
образовательных предложений для детей; режимных моментов; ключевых
дел; кружков, секций, клубов, студий; экскурсий, экспедиций, походов;
взаимодействия взрослых и детей; взаимодействия с семьей; организацией
предметно-пространственной среды.
Итогом самоанализа организуемой в ДОО воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».