программа наставничества ИПК и ПРО РО

МИНИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования Ростовской области
«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Целевая программа наставничества
в Ростовской области до 2024 года
«ВМЕСТЕ К УСПЕХУ»

Разработчик программы
Лиманская Людмила Ефремовна,
методист кафедры педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Ростов-на-Дону, 2022

1

1. Общие положения
Целевая программа наставничества «Вместе к успеху» разработана в соответствии с:
▪ Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
▪ Паспортом национального проекта «Образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
▪ Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
▪ Методическими рекомендациями ведомственного проектного офиса
национального проекта «Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели) наставничества, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
▪ Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №
3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов
национальной системы профессионального роста педагогических работников
Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
▪ Стратегией развития волонтерского движения в России, утвержденной
на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по
делам молодежи (протокол № 45 от 14.05.2010);
▪ Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-Рг;
▪ Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 № 446;
▪ Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.09.2020 № 712.

2

2. Актуальность внедрения целевой программы наставничества
Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и актуальная практика в социальной и
образовательной сферах. Эффективность института наставничества для решения воспитательных, образовательных, профориентационных и иных важных задач доказана и признана на государственном уровне.
Так, в Концепции общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации
03.04.2010 № Пр-827) идет речь о важности наставничества: «Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения».
Наряду с этим, ведущая роль наставничества отведена реализации национального проекта «Образование» (утвержден в 2018 году). В рамках реализации региональных проектов планируется вовлечь в различные формы
наставничества и сопровождения к 2024 году не менее 70 % обучающихся и
70 % педагогических работников общеобразовательных организаций.
В качестве концептуального обоснования внедрения региональной целевой программы наставничества в образовательных организациях выдвигаются следующие положения:
▪ наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать
свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности;
▪ наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающегося;
▪ программа наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
Актуальность внедрения региональной целевой программы наставничества также объясняется возможностью и необходимостью охвата всей территории Ростовской области, вовлечение обучающихся, молодых педагогов,
работодателей в различные формы программ наставничества на регулярной
основе.

3

3. Цели и задачи внедрения целевой программы наставничества
Цель внедрения целевой программы наставничества в Ростовской области: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических
работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Ростовской области.
Задачи внедрения целевой программы наставничества:
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость,
сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и развития индивидуальной образовательной
траектории;
- сопровождение психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание условия для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения;
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность
по общеобразовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- формирование социального лифта для каждого посредством конкурсов,
дающих гражданам возможности для профессионального и карьерного роста;
- повышение методической и социальной активности педагогических
работников (написание статей, проведение исследований, широкое участие
учителей в проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства);
- увеличение числа педагогов, сумевших преодолеть профессиональное
выгорание, устранивших профессиональные и личностные затруднения, а
также нашедших новые возможности профессионального развития и роста.

4

4. Общие принципы внедрения целевой модели наставничества
Внедрение целевой программы наставничества в системе образования
Ростовской области с учетом российского законодательства, социальноэкономических и других, наиболее эффективных условий, с опорой на следующие принципы:
▪ научности (предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий в области наставничества);
▪ системности (предполагает разработку и реализацию программы
наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов);
▪ стратегической целостности (определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества);
▪ легитимности (требует соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам
международного права);
▪ обеспечения суверенных прав личности (предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем);
▪ аксиологичности (подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей);
▪ продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не
навреди») (предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника, или программы не могут
препятствовать интересам наставляемого);
▪ личной ответственности (предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта);
▪ равенства (признает, что программа наставничества реализуется людьми
и имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и
другие особенности).

5

5. Этапы и модели реализации целевой программы наставничества
в Ростовской области
Для успешного внедрения программы наставничества в Ростовской области определены ее участники, обозначены их взаимодействие и коммуникации. Реализация программы наставничества будет ориентирована на достижение результатов региональных проектов «Современная школа», «Успех
каждого ребёнка», «Школа молодого учителя», «Учитель будущего».
Функционал в рамках внедрения целевой модели наставничества:
I этап – констатирующий этап. Анализ современного состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, разработка концептуальных основ региональной системы становления и развития наставнической
деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия, анализ зарубежного, отечественного и регионального опыта
наставнической деятельности в системе образования, разработка компетентностной модели современного наставника и локальной нормативной базы.
Методы: анкетирование, опрос, «круглый стол».
II этап – основной этап. Апробация модели наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия, научно-методическое обеспечение процесса. Организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская
поддержка участников внедрения целевой программы наставничества.
Методы: сбор статистической информации, «круглые столы», опрос,
анкетирование, обучение через интернет-ресурсы.
III этап – контрольный этап. Анализ результатов внедрения модели
наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия, компетентностной модели современного
наставника, содержания учебно-методического обеспечения. Сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в муниципальных и
общеобразовательных организациях Ростовской области.
Методы: статистическая обработка данных, опрос, анкетирование, мониторинг.
IV этап – обобщающий. Создание методических материалов в целях тиражирования опыта. Содействие распространению и внедрению лучших
наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Ростовской области.
Методы: публикация результатов в СМИ, трансляция на конференциях и
семинарах.
Модели форм наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик», «Работодатель – ученик», «Студент – ученик».
6

Принципы наставничества

Добровольность

Гуманность

Взаимопонимание
Конфиденциальность

Ответственность

6. Направления деятельности, обеспечивающие реализацию целевой
программы наставничества в соответствии с уровнем структуры управления.
Уровни структуры

Направления деятельности

1

2

Министерство общего и
профессионального образования Ростовской области
(далее – министерство),
Государственное бюджетное
учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области
«Ростовский институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования (далее – ГБУ ДПО РО
РИПК и ППРО)

1. Осуществляют координацию и внедрение целевой программы наставничества «Вместе к успеху» Ростовской области.
2. Обеспечивают реализацию мероприятий по внедрению
целевой программы наставничества Ростовской области.
3. Обеспечивают развитие материально-технической базы,
инфраструктуры и кадрового потенциала организаций,
осуществляющих деятельность по реализации региональной программы наставничества.
4. Разрабатывают «Методические рекомендации по внедрению программы наставничества «Вместе к успеху» для
муниципальных и общеобразовательных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в Ростовской области».
5. Реализуют меры по обеспечению доступности программы наставничества для обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для обучающихся:
- с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- одаренных и талантливых;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- из малоимущих семей, проживающих в сельской местности, детей-сирот (оставшихся без попечения родителей);
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе
готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться
к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности
и т.д.).
6. Развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций педагогов как основы успешной, самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в
том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда)
7

1

2

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

1. Обеспечивает:
организационную,
методическую,
экспертноконсультационную, информационную и просветительскую
поддержку участников внедрения целевой программы
наставничества;
- выработку предложений по совместному использованию
инфраструктуры в целях внедрения целевой программы
наставничества Ростовской области;
- организацию мониторинга реализации программы
наставничества в образовательных организациях Ростовской области;
- проведение курсов повышения квалификации педагогов
по темам: «Методические рекомендации по составлению
программы наставничества в общеобразовательных организациях», «Наставничество – положение, формы и опыт»,
«Деятельность наставника по педагогическому сопровождению компетентностного развития молодых педагогов в
условиях реализации ФГОС и формирования НСУР»,
«Наставничество как инструмент повышения профессиональной
компетентности
молодых
специалистовпсихологов образования» и т.д.;
- формирование регионального банка программ наставничества и лучших практик;
- реализация наставников и кураторов в различных формах, в том числе с применением дистанционных технологий.
2. Оказывает содействие:
- распространению и внедрению лучших наставнических
практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Ростовской области;
- привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций, предприятий и организаций
Ростовской области, государственных (муниципальных)
учреждений культуры и спорта, юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной,
спортивной, культурной и досуговой деятельностью.
3. Организует разработку предложений по совершенствованию системы внедрения целевой программы наставничества в Ростовской области.
4. Создает электронную площадку «Вместе к успеху».
5. Распространяет опыт развития наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия; будет осуществляться через публикации, проведение методических семинаров, мастерклассов «Вместе к успеху», вебинаров «Карусель наставнических практик: опыт муниципальных и общеобразовательных организаций региона», «Алгоритм внедрения целевой программы наставничества в общеобразовательных
организациях Ростовской области» и т.д.
8

1

2

Руководители
и кураторы
муниципальных
органов
образования
Ростовской области

1. Организуют:
- внедрение целевой программы наставничества «Вместе к успеху» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, исходя из планируемых результатов внедрения целевой программы наставничества
в Ростовской области;
- контроль реализации мероприятий по внедрению целевой программы наставничества в муниципальных образовательных организациях на весь период реализации с 2020 по 2024 годы.
2. Обеспечивают:
- достижение показателей результата по внедрению целевой программы наставничества в муниципальных образованиях Ростовской области;
- разработку муниципальными общеобразовательными организациями «дорожных карт»;
- ведение муниципальными образовательными организациями
учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
- формирование муниципального банка программ наставничества
и лучших практик;
- предоставление данных по результатам мониторинга своей территории с периодичностью 1 раз в год и в сроки, установленные
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
- организация и проведение ежегодного конкурса на лучшего
наставника на муниципальном уровне
Руководители
1. Назначают лицо, ответственное за внедрение целевой програми кураторы
мы наставничества в образовательной организации (куратора).
общеобразовательных 2. Обеспечивают:
организаций
- реализацию региональной модели наставничества;
Ростовской области - ведение персонифицированного учета наставляемых и наставников согласно целевой программе наставничества;
- участие в мониторинге реализации программ наставничества в
образовательных организациях Ростовской области, организовав
представление образовательной организацией данных по результатам мониторинга в ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
- помощь в повышении уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
программы наставничества, в формате непрерывного образования;
- привлечение к реализации программ наставничества организаций, осуществляющих деятельность в Ростовской области, обеспечив участие работников организаций в качестве наставников;
- реализацию системы поощрений наставников;
- распространение лучших практик и примеров наставничества;
- информирование предполагаемых участников-партнеров о возможностях программы наставничества и вариантах их участия;
- психологическое сопровождение наставляемых

9

7. Планируемые результаты реализации программы наставничества
1. Результатом реализации целевой программы наставничества будет
повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательной организации, занимающихся
всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных проектов, улучшение экономического и
кадрового потенциалов региона.
2. Измеримыми результатами реализации программы наставничества
являются:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона
всех участников программы;
- численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
- изучение успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
- выявление числа обучающихся, планирующих стать наставниками в
будущем;
- улучшение психологического климата в образовательной организации
как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное
с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3. Определение конкретных задач, которые необходимо решить с помощью программы наставничества, остается за администрацией образовательной организации, исходя из особенностей образовательной организации и
района.
4. У обучающихся, вовлеченных в программу наставничества, ожидается
решение следующих проблем:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная
успеваемость;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках стандартной
школьной программы;
- отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора
векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
- кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие
горизонтальное и вертикальное социальное движение;
10

- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
- высокий порог вхождения в образовательные программы, программы
развития талантливых школьников;
- падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
- проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
5. Отдельным блоком можно выделить решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных организациях с привлечением обычных учеников. Трудно подобрать наставника для
ребенка с ОВЗ. Большую роль в этом вопросе играет не только наличие соответствующих дипломов об образовании, достижений в данном профессиональном поле, но и личностная, мотивационная готовность взрослого человека оказать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями.
Наставники должны подойти осознанно к работе с данной категорией обучающихся, быть готовыми к сложным ситуациям взаимодействия как с самим ребенком, так и с его окружением.
6. Основные проблемы, которые будут решены при реализации программы наставничества в образовательной организации региона:
- невключенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к
обучению;
- коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия
ребенка коллективом;
- психолого-педагогическая работа по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
7. Для оценки вовлеченности участие в программе наставничества понимается как прохождение участником полного цикла программы наставничества.
8. С помощью внедрения наставничества в образовательные организации можно добиться комплексного улучшения образовательных и экономических результатов. Таким образом, могут сформироваться устойчивые способы взаимодействия между системами и поколениями, чувство сопричастности к жизни и развитию региона.

11

8. Мониторинг и оценка результатов реализации целевой программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о
программе наставничества и ее отдельных элементов.
Организация систематического мониторинга программы дает возможность четко представлять, как проходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества отражает два основных этапа:
▪ Оценка качества процесса реализации программы наставничества.
▪ Оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста, динамика образовательных результатов.
Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выявить ее сильные и слабые стороны, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Завершение программы наставничества
Организовать сбор обратной связи наставляемых, наставников и кураторов
для мониторинга эффективности программы
Оформить отчеты о результатах внедрения
программы наставничества
Сформировать долгосрочную базу наставников
в общеобразовательных организациях региона

Организовать и провести ежегодный конкурс на лучшего наставника
Создать муниципальный и региональный банк
лучших программ и практик наставничества

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».