Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Валуевский детский сад «Теремок» (МБДОУ Валуевский д/с «Теремок») ПРИКАЗ № 12 14.04.2022 с. Валуевка О внедрении целевой модели наставничества в МБДОУ Валуевским д/с « Теремок» и назначении куратора На основании распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145, Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 №7 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций» ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» проводит мониторинг по вопросу внедрения в образовательных организациях (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования) Ростовской области целевой модели наставничества педагогических работников (далее — ЦМН), в целях повышения эффективности воспитательной и образовательной деятельности МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Внедрить целевую модель наставничества в МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» в период с 14.04.2022 по 01.05.2023 с возможностью пролонгации сроков реализации программ наставничества. 2. Назначить куратором внедрения целевой модели наставничества воспитателя Горбанева Ю.А... 3. Куратору внедрения целевой модели наставничества в МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» : составить базу наставников и наставляемых в срок до 18.05.2022 – по образцам, приведенным в приложениях 3 и 4 к настоящему приказу; организовать обучение наставников – перед реализацией программы наставничества и во время ее реализации; составлять и корректировать программы наставничества в процессе их реализации – в соответствии с положением о программе наставничества МБДОУ Валуевский д/с «Теремок»; контролировать реализацию программ наставничества; проводить оценку вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества – раз в полугодие, по итогам составлять справку и представлять мне на ознакомление; решать организационные вопросов, возникающих в процессе реализации модели наставничества, в том числе вопросы материально-технического обеспечения, с привлечением других работников МБДОУ Валуевкского д/с «Теремок», организаций-партнеров и т.д.; мониторить эффективность реализации программ – в соответствии с графиком программы наставничества, по итогам составлять справки (раз в полгода) и представлять их заведующей на ознакомление; анализировать обратную связь от участников программы. 4. Утвердить дорожную карту внедрения целевой модели наставничества согласно приложению 1 к настоящему приказу. 5. Утвердить положение о программе наставничества согласно приложению 2 к настоящему приказу. 6. Делопроизводителю ознакомить работников МБДОУ Валуевкий д/с «Теремок» с настоящим приказом под подпись в срок до 21.04.2022. 8. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой. Заведующая С приказом ознакомлен(а): М.Ф.Кириленко Приложение 1 к приказу МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» от 14.04.2022 № 12 Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБДОУ Валуевкий д/с «Теремок» Мероприятие Сроки Ответственные Информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации программы наставничества До 21.04.2022 Делопроизводитель Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества До 21.04.2022 Педагоги Встреча с сообществом дошкольных работников и представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества До 31.05.2022 Куратор Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых ( педагоги) В течение года Куратор Анализ полученных от наставляемых и третьих В течение года лиц данных. Формирование базы наставляемых Куратор Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества Куратор До 19.05.2022 Оценка участников-наставляемых по заданным По программе параметрам, необходимым для будущего наставничества сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников Куратор Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных До 19.05.2022 В течение года Куратор Оценка участников-наставников по заданным По программе параметрам, необходимым для будущего наставничества сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников Куратор Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) Поиск экспертов и материалов для проведение обучения наставников До 31.05.2022 В течение года Куратор Обучение наставников По программе наставничества Куратор Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп приказом заведующего образовательной организации До 20.05.2022 Куратор Реализация программы наставничества В течение года Куратор Наставник Регулярные встречи наставника и наставляемого По программе наставничества Наставник Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества По программе наставничества Куратор Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников Июнь 2022 Куратор Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества В течение года Куратор Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников По программе наставничества Куратор Организация групповой встречи наставников и наставляемых Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых Июль- август Куратор Приложение 2 к приказу МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» от 14.04.2022 № 12 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Валуевский детский сад «Теремок» СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МБДОУ Валуевского д/с «Теремок» (протокол от 14.04.2022 № 6) УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» от 14.04.2022 № 12 Положение о программе наставничества МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о программе наставничества МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» (далее – Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 №7 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций» ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» проводит мониторинг по вопросу внедрения в образовательных организациях (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования) Ростовской области целевой модели наставничества педагогических работников (далее — ЦМН)локальными нормативными актами МБДОУ Валуевского д/с «Теремок» (далее – ДОУ ). 1.3. В Положении используются следующие понятия: Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «наставляемый». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – работник ДОУ, назначаемый заведующей , который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки педагогов разных уровней образования и молодых специалистов ДОУ. 2.2. Задачи внедрения наставничества: улучшение показателей в ДОУ в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах; подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого наставляемого , поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения. 3. Порядок организации наставничества 3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей ДОУ из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться педагоги, специалисты организаций. 3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы. 3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного наставляемого ) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу наставляемых). 3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его законного представителя. 3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам. 3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением. 3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются: улучшение показателей ДОУ : образовательных, спортивных, культурных; развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; рост числа наставляемых , способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории; улучшение психологического климата ДОУ, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов; привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ ДОУ. 3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается: объявление благодарности, награждение почетной грамотой; материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами ДОУ. Возможные варианты программы наставничества «Педагог – педагог». Формы взаимодействия «Опытный педагог – молодой специалист» «Опытный воспитатель – молодой специалист» «Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» «Педагог новатор – консервативный педагог» Цель Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с детским коллективом и закрепления на месте работы. Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. Схема реализации формы наставничества «Педагог – педагог». Этапы реализации. Представление программ наставничества в форме «Педагог – педагог». Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. Обучение наставников. Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. Формирование пар, групп. Повышение квалификации наставляемого, Мероприятия Педагогический совет. Методический совет. Анкетирование. Использование базы наставников. Проводится при необходимости. Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. После встреч, обсуждения вопросов. Тестирование. Проведение мастер – закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. Рефлексия реализации формы наставничества. Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. классов, открытых занятий. Анализ эффективности реализации программы. Поощрение на педагогическом совете или методический совете ДОУ. 4. Руководство наставничеством 4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается распорядительным актом заведующего ДОУ. Куратор осуществляет следующие функции: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; организация обучения наставников; контроль проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности наставляемых в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы. 4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции: определяет кандидатуру наставника; определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество; определяет срок наставничества; осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества; создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого; вносит предложения о замене наставника; вносит предложения о поощрении наставника; обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник имеет право: вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы; требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью; осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы; обращаться с заявлением к заведующей с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 5.2. Наставник обязан: руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности; способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств; оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры; оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого; способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок; передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; привлекать к участию в общественной жизни коллектива ДОУ; воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый имеет право: обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества; вносить предложения по корректировке программы наставничества; обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника. 6.2. Наставляемый обязан: выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки; выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы наставничества; совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения обязанностей; устранять совместно с наставником допущенные ошибки; проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; участвовать в общественной жизни коллектива ДОУ 7. Формы и стили наставнической деятельности 7.1. Формы наставнической деятельности: прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом , общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов); открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста незаметно для второго); коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов ). 7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат. 8. Разработка программы наставничества 8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или другим работником школы, назначенным заведующей , в соответствии с законодательством РФ. 8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при обязательном согласовании с участниками исходя из специфики психолого-педагогической ситуации. 8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с запросами наставляемого и возможностями участников . 8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья наставляемого , уровень их способностей, характер мотивации, а также имеющиеся у ДОУ ресурсы. 8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже. Структура программы №п/п 1 Элементы программы Пояснительная записка Содержание элементов программы Цель и задачи программы наставничества в соотношении с проблематикой образовательного процесса, характеристикой континента ДОУ. Выбранные на данный период формы наставничества в соотношении с целью и задачами внедрения целевой модели 2 План-график реализации программы Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, ответственными, описанием итогового или контрольного события, результата 3 Мониторинг эффективности реализации программы Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение 4 Приложение Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы 8.6. Программа утверждается заведующим ДОУ после согласования с педагогическим советом. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие. 9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой. 9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте ДОУ размещается и своевременно обновляется следующая информация: реестр наставников; мини-портфолио наставников; перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др. Приложение 3 к приказу МБДОУ Валуевского д/с «Теремок» от 14.04.2022 № 12 Форма базы наставляемых № ФИО наста вляем ого 1 2 Конта Год Осно Дат ФИ Форм Мест Дата ктные рожде вной а О а о заве данны ния запро вхо наст настав работ рше е для наста с жде авни ничес ы/уче ния связи вляем наста ния ка тва бы прог (данн ого вляем в наста рам ые ого прог вника мы предс рам тавите му ля) Резу льта ты прог рам мы Ссылк а на кейс/о тзыв наста вляем ого, разме щенн ые на сайте орган изаци и Отме тка о прох ожде нии прогр аммы Приложение 4 к приказу МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» от 14.04.2022 № 12 Форма базы наставников №ФИ О нас тав ник а 1 2 Кон так тны е дан ные для свя зи Мес то рабо ты/у чеб ы наст авни ка Осн овн ые ком пете нци и наст авн ика Ва жн ые для про гра мм ы дос тиж ени я нас тав ник а Ин тер есы нас тав ник а Жел аем ый возр аст наст авля емы х Ресу рс врем ени на прог рам му наст авни чест ва Да та вхо жд ени яв про гра мм у ФИ О наст авля емог о (наст авля емы х) Фор Мес Дат Рез ма то а уль наст рабо зав тат авни ты/у ер ы чест чеб ше про ва ы ния гра наст про мм авля гра ы емог мм о ы Ссы лка на кейс /отз ыв наст авн ика, раз мещ енн ые на сайт е орга низа ции