I. Паспорт программы «Мой край родной»
Название
программы
Программа развития МБДОУ Валуевский д/с «Теремок»
«Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе
изучения историко-национальных и природных особенностей родного края»
на 2023-2027годы
Целевые
группы
Группа общеразвивающей направленности для детей от 1.5 до 7 лет
Срок
реализации
4 года
Уровень
реализации
Дошкольное образование
Цель
программы
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства
сопричастности к родному селу, к природе, к истории, культуре на основе
историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание
чувства собственного
достоинства, как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему,
будущему родного края.
Задачи
программы
1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к
гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным
селом, и краем.
2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,
настоящему и будущему родного села, и края, чувства гордости за свою малую
Родину.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях,
социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего
края.
5. Формировать бережное отношение к природе родного края.
6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые,
научно-методические.
7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических
материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).
8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей, СШ, СДК.
Срок
реализации
Программа реализуется в период 2023 - 2027 гг.
Составители
Кириленко Мария Фёдоровна – заведующая по воспитательной и методической
работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
МБДОУ Валуевский д/с «Теремок»
Горбанева Юлия Александровна – воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Валуевского д/с «Теремок».
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Нормативноправовая база Российской Федерации»
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандартадошкольного образования».
3.
Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля
2014 г. № 08-249
4.
4.Постановление Главного государственного санитарного врача России от
27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32, 2.3/2.4.3590-20, Санитарноэпидемиологические правила и нормативы Главного государственного
санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32,
2.3/2.4.3590-20
Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 ".
5.Конституция РФ
6.Конвенцией ООН оправах ребенка
7.Устав МБДОУ Валуевский д/с «Теремок»
Организация
контроля над
реализацией
Программы
Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые
результаты
Для детей:
Наличие знаний об истории возникновения с. Валуевка , её
достопримечательности, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике;
возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства
ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Для родителей:
Обогащенные и систематизированные знания об истории села и его культурных
ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Адрес
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Для педагогов:
повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты
работы по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства.
Кириленко Мария Фёдоровна – заведующая
Телефон
МБДОУ Валуевский д/с «Теремок»
Контактный телефон: 8(86379)39-1-50
Адрес электронной почты: valyevski-d.sadteremok@mail.ru
347496,Россия,Ростовская область, Ремонтненский район,с.Валуевка,ул.40 лет
Победы87а.
Контактный телефон: 8(86379)39-1-50
Информационная справка
Общие сведения о дошкольном учреждении.
МБДОУ Валуевский д/с «Теремок» расположен по адресу:347496 Ростовская
область Ремонтненский район с. Валуевка ул. 40 лет Победы 87а Детский сад
является юридическим лицом, имеет печать, штамп.
В ДОУ функционирует 1разновозрастная группа. Проектная мощность детского сада
30 детей.
Режим работы – пятидневный, 9 - часов, с 7-30 до 16.30 выходной: суббота,
воскресенье, праздничные дни.
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Программа развития «Наш край родной» (далее Программа) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и на основе накопленного в детском саду методического материала по
вопросам нравственно-патриотического воспитания.
ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,
а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их
социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом
построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных
областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». А
именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим
образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть
направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим
сверстникам и взрослым. Познавательное развитие предполагает формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой
родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о
традициях и праздниках.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность программы
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы
образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого
необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства
самоуважения и уединения.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Системе образования
принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего
поколения.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов
формирования исторического и патриотического сознания детей является их
ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников
в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем
более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста,
когда начинается процесс социализации и становления личности.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста.
Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой
Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные
понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в
развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей
способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─
к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных
представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений,
то есть вне социализации.
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческой работы в
ДОУ, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей,
достопримечательностями, традициями родного села и края. Работая в таком
направлении, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили
при посещении достопримечательных мест родного села и района, во время видеоэкскурсий, просмотра презентаций, бесед и рассказа педагога.
1.1.1Цели и задачи реализации программы.
Цели: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности
к родному селу, к краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и
природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства,
как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного
края.
Задачи Программы:
1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и
с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному
взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным селом, и краем.
2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и
будущему родного села, и края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социальноэкономической значимости родного края.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.
5. Формировать бережное отношение к природе родного края.
6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научнометодические.
7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических
материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).
8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей, МБОУ Валуевская СШ, МБУК
Валуевкский СДК.
Новизна и теоретическая значимость Программы заключается в:
формировании интереса у дошкольников к культурному наследию родного края;
воспитании у ребенка любви к природе, достопримечательностям родного села и края;
внедрение краеведения в образовательный процесс;
расширении кругозора детей, развития социального и эмоционального интеллекта.
Отличительной особенностью Программы является ее практическая значимость,
вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению
к основам краеведения, традициям и культуре, окружающей природе родного края.
1.1.2Основные принципы Программы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным
селом, и краем положены следующие принципы:
Принцип историзма-реализуется путём сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давнымдавно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке
полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия
- любовь к родному селу, родному краю.
Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном селе и крае с
учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной
сферы и др.
Принцип интегративности - Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой ДК
с.Валуевка , музеем Ремонтненского района с.Ремонтное и т. п. Содержание
краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при
знакомстве детей с историко-культурными особенностями села.
Принцип регионализации (учет специфики района)
1.1.3 Модель реализации Программы по краеведению
Ожидаемый результат:
Для детей:
Наличие знаний об истории возникновения с.Валуевка , её достопримечательностях,
природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
Наличие знаний о Ремонтненском районе – с. Ремонтное, символики села и края;
Возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства
ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Наличие знаний о природе Ремонтненского района, его обитателях.
Наличия знаний о заповедниках, Красной книге Ремонтненского района.
Возникновение стойкого интереса к умению пользоваться глобусом и картой.
Для родителей:
Обогащенные и систематизированные знания об истории села и его культурных
ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Для педагогов:
повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по
проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Возраст 3-4 года
Планируемый результат:
Знает название села и района, где живет.
Знает диких и домашних животных нашего края.
Знает воздушный и наземный транспорт. Знает, что такое аэрапорт.
Узнает и называет птиц, прилетающих на участок.
Имеет первоначальные представления о правилах поведения в природе.
Возраст 4- 5 лет
Планируемый результат:
Знает достопримечательности и общественные учреждения района, на котором живет.
Называет домашний адрес, знает название села, района, в котором живёт, его
достопримечательности.
Знает название некоторых народных и национальных праздников принимает активное
участие в них.
Знает птиц обитающих в Ремонтненского района.
Знает диких животных живущих в лесу Ремонтненского района.
Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие в Валуевке.
Возраст 5-6 лет
Планируемый результат:
Знает названия малых сёл Ремонтненского района.
Знает о том, что Валуевка – село (в прошлом называлась балка Сухая Хамбута).
Знает государственную символику родного села, края.
Знает представителей растительного и животного мира Ремонтненского района.
Может показать и рассказать о достопримечательностях родного села.
Знает о заповедниках Ремонтненского района.
Называет лекарственные растения произрастающие в районе; применяет простейшие
способы некоторых лекарственных растений для лечения.
Возраст 6- 7 лет
Планируемый результат:
Знает имена некоторых героев- земляков, их подвиги.
Знает о памятниках, площадях, улицах родного села, района, края.
Знает государственную символику родного села Валуевка и села Ремонтного
Ремонтненского района; умеет находить их на карте.
Знает, что с.Валуевка, - одно из сёл Ремонтненского района Ростовской области.
Знает людей, прославивших наше село и край.
Знает историю возникновения села, края.
Знает представителей растительного и животного мира Ремонтненского района.
Знает о принципах создания Красной книги Ремонтненского района и Ростовской области,
её значимости.
II. Содержательный раздел
2.1. Структура и содержание Программы
Программа развития предназначена для использования детьми дошкольного возраста (с
1.5 до 7 лет) и обеспечивает формирование знаний по краеведению у детей дошкольного
возраста. Система работы рассчитана на 4 календарных года.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и
практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий (видео-экскурсий) в музей, по селу, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных
родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций
и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических встреч.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
оформить гербарий, альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов,
викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Место реализации программы – детский сад и семья.
Программа развития предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа,
рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами,
вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная
деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, инсценировка сюжетов, выставка
детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия и т.д.
Объем образовательной нагрузки.
возраст
в неделю
в месяц
в год
Объем
образовательной
нагрузки
Средняя группа
0,25
1
9
15 минут
Старшая группа
0,25
1
9
20 минут
Подготовительная группа
0,5
2
18
30 минут
Форма организации: групповая
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Младшая группа
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) Образовательная
деятельность. «Мой дом, моя улица»
(разработка)
1. Дидактические игры «Вот моя улица,
вот мой дом», «Собери из частей
«целое», «Силуэты», «Мой дом», «Где,
чей дом?», «Какие бывают
дома», «Дострой дом».
2. Рассматривание иллюстраций: «О
чём рассказали фотографии»;
рассматривание фотографий, слайдов с
различными улицами села.
Расширить представление детей знания о
доме, как о месте, где живёт семья, учить
называть свой домашний адрес.
Способствование развитию в ребенке чувства
защищенности со стороны взрослых,
уверенности, что его любят, в любой момент
помогут и посочувствуют.
Воспитывать любовь, чувство привязанности
к родному дому.
Октябрь 1) Образовательная
Познакомить детей с деревьями родного края
деятельность. «Знакомство с
(береза, клен,); знакомство с елкой, как
деревьями на территории детского сада. представителем хвойных деревьев
Елочка зеленая иголочка» (Разработка) Приморского края; учить различать их по
1. Загадки о деревьях
характерным признакам (ствол, листья, кора и
2. Создание коллажа из листьев
т. д.).
деревьев
3. Чтение рассказов: М. Пришвин
«Разговор деревьев», «Осенние
листики», И. Семенова «Березка», П.
Воронько «Берёзка».
Ноябрь
1) Образовательная
деятельность. «Дикие и домашние
животные». (Разработка)
1. Д/и «Как зимуют дикие животные».
2. Рассматривание иллюстраций о
диких и домашних животных.
Познакомить дошкольников с дикими и
домашними животными нашего края.
Воспитывать любовь к животным и бережное
отношение к ним. Учить правилам
безопасности при общении с животными.
Декабрь 1) Образовательная
Познакомить детей с. Ремонтное .Дать знания
деятельность. «Что такое аэропорт?
о воздушном транспорте. Знакомить с
Самолеты». (Разработка)
профессиями: пилот, стюардесса.
1. Просмотр презентации по теме НОД.
2. Д/и «Четвертый лишний».
3. Рисование «Самолеты».
Январь
1) Образовательная
деятельность. «Птицы у кормушки».
(Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай птицу».
3. Беседа о птицах.
Познакомить детей с зимующими птицами
Ремонтненского района. Воспитывать любовь
к птицам и бережное отношение к ним.
Февраль 1) Образовательная
деятельность. «Наше любимое село
Валуевка» (Разработка).
1. Рассматривание альбома «Наша
любимая Валуевка»
3. Оформление стенда «Зимняя
Валуевка»
Познакомить с. Валуевка, как одним из села
Ремонтненского района. Дать понятия
памятники и достопримечательности,
познакомить с главными из них.
Март
1) Образовательная
деятельность. «Транспорт нашего
села». (Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Рисование транспорта.
Дать представление о транспорте села
Валуевка. Расширить знания о профессиях.
Апрель
1) Образовательная
деятельность. «Морские обитатели»
(Разработка).
1. Просмотр иллюстраций «Рыбы».
2. Загадывание загадок об обитателях
моря.
Дать представление о понятии море и океан.
Продолжить знакомить с обитателями
морских глубин Черного моря. Воспитывать
у детей любовь к морским
обитателям, бережное отношение к природе.
Май
1) Образовательная
деятельность. «Прогулка по
цветущему селу» (Разработка)
1. Беседа с детьми о полученных
знаниях на прогулке.
Познакомить детей с понятием «малая
родина», учить называть родное село.
Подвести детей к пониманию того, что в селе
много улиц, домов, машин. Воспитывать
любовь к родному селу.
Средняя группа
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) Образовательная
деятельность. «Наше любимое
село» (разработка)
1. Выставка фотографий «Село
теперь и прежде».
2. Экскурсия по улицам села
«Валуевка».
3. Беседа на тему ОД.
Познакомить дошкольников с названием села
«Валуевка». Развивать познавательный интерес к
изучению села, в котором мы живем, к истории и
культуре.
Октябрь 1) Образовательная
деятельность. экскурсия «Деревья рядом с
нами» (Разработка)
1. Рассматривание иллюстраций
о деревьях и кустарниках.
2. Беседа о значимости растений
вокруг нас.
3. Чтение стихов о деревьях.
Познакомить с названиями и
разновидностями деревьев парка; объяснить детям,
почему важно, чтобы вокруг было много зеленых
насаждений; вызвать интерес к деревьям нашего
края; воспитывать бережное отношение к природе;
дать детям сведения о той незаменимой роли,
которую играют деревья; вызвать желание сажать и
растить деревья.
Ноябрь
Дать первоначальные знания о селе Валуевка, как о
малой Родине. Познакомить с основными
памятниками (танк, самолет, вечный огонь).
1) Образовательная
еятельность.
1. Рассматривание открыток об
Валуевке.
2. Раскрашивание флага села
Валуевка
Декабрь 1) Образовательная
Дать детям представление об инфраструктуре села
деятельность. «В нашем села
Валуевка. Его значимых и интересных местах.
много интересного».
(Разработка)
1. Беседа «Что такое кинотеатр».
2. Беседа «Почему зимой не
работают парки аттракционов»
3. Просмотр фильма «Славная
с.Валуевка».
Январь
1) Образовательная
деятельность. «Природа
Ремонтненского района».
(Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их
месте обитания.
Дать первоначальные знание природе нашего села,
его обитателях (животные, птицы, растения).
Воспитывать бережное отношение к природе,
животным и птицам.
Февраль 1) Образовательная
деятельность. «Мир Моря»
(Разработка).
1. Презентация «Животный мир
морей и океанов»
2. Д/и «Собери правильно», «Кто
здесь лишний».
Создать условия для ознакомления детей с самыми
большими водоёмами – морями и океанами –
разными средами обитания живых организмов.
Объяснить детям, что водная среда обитания была и
остаётся малодоступной и загадочной для человека,
что существуют солёные и пресные водоёмы –
разные среды обитания живых организмов.
Формировать эмоциональное отношение к миру
моря.
Март
1) Образовательная
деятельность. «Транспорт
нашего села. Летят самолеты».
(Разработка).
1. Рассматривание иллюстраций
о транспорте.
2. Рисование транспорта.
Расширить знания детей о транспорте нашего
города о профессии водитель (шофер). Дать
представление о воздушном транспорте,
продолжить знакомить с аэропортом.
Апрель
1) Образовательная
деятельность. Аппликация
«Флажок» (Разработка).
1. Просмотр картинок флага
с.Валуевка.
2. Чтение стихотворения
«Флажок» А. Барто.
Визуальное знакомство с символикой села
Валуевка.
Май
1) Образовательная
деятельность. «Цветущая
Валуевка» (разработка)
1. Презентация «Цветущая
Валуевка»
Продолжить знакомство села Валуевка, его
красотой во время цветения. Воспитывать чувство
гордости за своё село
2. Раскрашивание картинок по
теме НОД.
Старшая группа
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) Образовательная
деятельность. «Знакомство с
историей села » (разработка)
1. Выставка книг.
3. Просмотр альбомов.
2) Образовательная деятельность.
1. Экскурсия в парк культуры и
отдыха.
2. Презентация «Слава нашим
героям».
3. С/ролевая игра «Мы герои»
Познакомить дошкольников с историей села.
Углубить знания детей о родном селе (объяснить,
почему она так называется –Валуевка). Развивать
познавательный интерес к изучению родного
села, к истории и культуре.
Углубить и обобщить знания детей о родной
с.Валуевка. Познакомить детей с людьми,
которые внесли неоценимый вклад в становление
нашего села.
Октябрь 1) Образовательная
деятельность. «Что делали в
старину осенью» (Разработка)
1. Рассказ воспитателя.
2. Рисование на тему «Что можно
делать осенью?».
3. Рассматривание сюжетных
картин.
2) Образовательная
деятельность. «Их именами
названы улицы». (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Целевая прогулка.
Знакомить детей с бытом русского народа, с
основными занятиями крестьян.
Расширять знания детей об овощах и фруктах,
которые выращивали наши предки
Познакомить с историей названий улиц села
Валуевка. Развивать внимание, речевую
активность.
Ноябрь
Продолжить знакомить с селом Валуевка, его
инфраструктурой. Воспитывать чувство любви и
уважения к своей малой Родине.
Знакомство детей с символами села.
Формировать уважительное отношение к
государственным символам, познакомить с
символическим значением герба, цветом флага.
1) Образовательная
деятельность. «Наше село- наша
гордость». (Разработка)
1. Просмотр видеофильма «Наше
село».
2. Рисование «Наше любимое село»
2) Образовательная
деятельность. «Символы нашего
села». (Разработка)
1. Аппликация: «Наш флаг».
2. Дидактические игры: «Узнай наш
герб», «Узнай наш флаг».
Декабрь 1) Образовательная
деятельность.«Памятники и
достопримечательности нашего
села». (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме
НОД.
2. Рисование «Какой памятник мне
Познакомить детей с памятниками и
достопримечательностями села, их историей и
значимостью. Воспитывать чувство гордости и
уважения к историческим ценностям села.
Продолжить знакомить детей с зимующими
птицами, особенностями их поведения,
передвижения, питания. Рассказать, какую
запомнился больше всего».
помощь дети вместе с родителями могут оказать
2) Образовательная
птицам зимой.
деятельность. «Зимующие птицы
нашего села» (Разработка).
1. Презентация «Зимующие птицы».
2. Беседа «Как человек помогает
птицам пережить зиму».
3. Рисование «Птицы у кормушки».
Январь
1) Образовательная
деятельность.
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их
месте обитания.
2) Образовательная
деятельность. «Ёлочка красавица». (Разработка).
1. Беседа о хвойных деревьях.
2. Выставка рисунков "У ёлочки
колючие иголочки".
Расширить представления детей о жизни диких
животных Ремонтненского района. Закреплять
название взрослого животного и детёныша.
Познакомить детей с названиями жилищ диких
животных (нора, гнездо, дупло, берлога).
Формировать экологическую культуру и
экологическое сознание детей.
Продолжать знакомство с растительностью села,
её разнообразием. Знакомство с разнообразием
мест где произрастает растительность.
Февраль 1) Образовательная
деятельсть. «Что такое
заповедник?». (Разработка).
1. Беседа о заповедниках (общее
понимание заповедник)
2. Рассматривание альбома про
Ремонтненские заповедники.
2) Образовательная
деятельность.
1. Рассматривание альбома
«Ремонтненский заповедник».
2. Просмотр познавательного
видеофильма «Ремонтненского
заповедника»
3. Рисование «Обитатель
заповедника»
Показать детям, что заповедник – это
территория, охраняемая государством.
Познакомить детей с представителями флоры и
фауны заповедников (выборочно)
Познакомить детей с одним из значимых
заповедниках Ремонтненского района. С его
обитателями. Воспитывать уважение к природе
родного края.
Март
Дать понятие о Красной книге Ремонтненского
района.
Развивать исследовательский подход к
окружающей действительности,
систематизировать знания полученные детьми в
повседневной жизни.
1) Образовательная
деятельность. «Красная книга
Ремонтненского района».
(Разработка).
1. Рассматривание карты
Ремонтненского района.
2) Образовательная
деятельность. «Глобус и карта»
(Разработка).
1. Обучение работе с глобусом и
картой.
2. Рассматривание и нахождение
Ремонтненского района на карте.
Апрель
1) Образовательная
деятельность. «Растительный мир
Ремонтненского района»
(Разработка).
1. Просмотр фотографий о
растениях Ремонтненского района.
2. Загадывание загадок о растениях.
2. Презентация «Растительный мир
Ремонтненского района».
2) ОД «Лекарственные растения»
(Разработка).
1. Рассматривание альбомов с
иллюстрациями лекарственных
растений.
2. Дидактическая игра: «Зелёная
аптека».
Дать детям представление о растительном мире:
лимоннике, заманихе, лилейнике, ремонтненском
винограде, клёне, ивы. Развивать экологическое
мышление, творческое воображение.
воспитывать любовь к природе и прекрасному.
Дать представление о лекарственных растениях,
правилах их сбора, хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе
исследовательской деятельности, творческое
воображение.
Май
1) Образовательная
деятельность. «с.Валуевка, я хочу о
тебе рассказать» (разработка)
1. Беседа с детьми о полученных
знаниях о селе Валуевка.
2. Рассматривание альбомов, книг,
иллюстраций селе, природе,
памятниках,
достопримечательностях и т.д.
2) Образовательная
деятельность.-викторина «Знатоки
родного села» (Разработка).
1. Беседа о селе Валуевка
(обобщающая пере викториной)
2. Фотовыставка «Знатоки родного
села»
1. Вос
Закрепить знания детей о селе Валуевка, её
памятниках, достопримечательностях, природе и
т.д.
Развивать разносторонние качества личности
ребенка, память, быстроту реакции,
сообразительность, находчивость, логическое
мышление. Воспитывать чувство товарищества,
уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Формировать патриотические чувства; учить
узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать
о достопримечательностях родного села.
Закрепить знание детей об истории родного села,
о её достопримечательностях. Развивать у
дошкольников умение применять имеющиеся
знания.
Подготовительная группа
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) Образовательная
деятельность. «Знакомство с историей
Ремонтненского района» (Разработка)
1. Выставка книг.
2. Видео-экскурсия в музей с.Ремонтное.
3. Просмотр альбомов.
Познакомить дошкольников с историей
Ремонтненского района. Углубить знания
детей о родном крае (объяснить, почему он
так называется – Ремонтненским). Развивать
познавательный интерес к изучению родного
района, к истории и культуре.
2) Образовательная
деятельность. «Первооткрыватели
Ремонтненского района»
(Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о первооткрывателях.
Познакомить дошкольников с
первооткрывателями края. Побуждать детей
к желанию получать новые знания.
Воспитывать уважение к людям, которые
прославили наш край.
Октябрь 1) Образовательная
деятельность. «Коренное население
с.Валуевка» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Беседа на тему «Коренное население
с.Валуевка»
2) Образовательная
деятельность. «Столица
Ремонтненского района» (Разработка)
1. Рассматривание иллюстраций о
с.Валуевка.
2. Беседа об основных его
достопримечательностях.
3. Оформление папки-передвижки «Моя
любимая Валуевка».
4. Чтение стихов о Валуевке.
Познакомить дошкольников с коренным
населением; изучить культурное наследие
коренных народов.
Закреплять знания о памятниках,
достопримечательностях. Познакомить с
историей с.Валуевка. О его
многонациональности и культуре.
Ноябрь
Познакомить дошкольников с сёлами
Ремонтненского района. Расширить знания
детей о том, что в Ремонтненском районе
много разных сёл со своей историей.
Продолжать знакомить детей с сёлами
Ремонтненского района. Расширить знания
детей о том, что в Ремонтненском районе
много разных сёл со своей историей.
1) Образовательная
деятельность. «Ремонтненского
района» 1 часть»
(Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о Ремонтненском районе.
3. Просмотр книг про село Валуевка.
2) Образовательная
деятельность. «Ремонтненского
района» 2 часть» (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о Ремонтненском районе.
3. Просмотр книг про с.Валуевка
Декабрь 1) Образовательная
деятельность. «Символика
Ремонтненского района» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Д/и «Собери правильно».
3. Рисование «Символы Ремонтненского
района».
2) Образовательная
деятельность. «Природа
Ремонтненского района (Ремонтненская
степь)» (Разработка)
1. Видеофильм «Путешествие по
Ремонтненской степи».
Продолжать знакомить детей с символами
Ремонтненского района, разных сёл.
Познакомить детей с Ремонтненской степью.
Воспитывать любовь к природе,
уважительное отношение к ней.
2. Беседа «Наш красивый край».
3. Рисование «Природа нашего края,
какая она».
Январь
1) Образовательная
деятельность. «Редкие животные,
птицы, морские обитатели и растения
Ремонтненского» (Разработка)
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о редких животных и их месте
обитания.
2) Образовательная
деятельность. «Реки Джурак и его
обитатели» (Разработка)
1. Познавательный фильм «Реки
Джурак».
2. Рассматривание альбома про реку
Джурак.
Продолжить знакомить детей с флорой и
фауной Ремонтненского района. Развивать
познавательную и речевую активность детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение
к природе и ее обитателях, понимание её
неповторимости и красоты.
Познакомить детей с животным и
растительным миром реки Джурак,
подчеркнуть уникальность водного
комплекса реки. Воспитывать любовь к
родной природе и чувства единения с ней.
Февраль 1) Образовательная
деятельность. «Заповедники»
(Разработка)
1. Рассматривание альбома
«Заповедники Ремонтненского района».
2. Д/и «Угадай заповедник по
описанию».
3. Оформление стенда «Заповедники
района»
2) Образовательная
деятельность. «Красная книга
Ремонтненского района» (Разработка)
1. Рассматривание Красной книги.
2. Просмотр познавательного
видеофильма «Красная книга
Ремонтненского района»
3. Рисование «Страничка из Красной
книги»
Расширить знания детей о заповедниках, об
их значимости для сохранения флоры и
фауны нашего края.
Продолжить знакомить дошкольников с
Красной книгой, какие животные и растения
занесены в нее, дать понятия для чего
существует Красная книга.
Март
1) Образовательная
деятельность. «Знакомство с картой
Приморского края» (Разработка).
1. Рассматривание карты
Ремонтненского района.
2) Образовательная
деятельность. «Глобус- модель Земли»
(Разработка)
1. Работа с глобусом.
Учить работать с картой, ориентироваться по
ней. Продолжить знакомство с сёлами,
заповедниками Ремонтненского района.
Закрепить знания детей о растительном и
животном мире заповедных мест.
Закрепить знание детей о Земле, расширять
словарный запас, учить отвечать на вопросы,
делать умозаключение. Развивать у детей
интерес к естественно — научным знаниям.
Апрель
1) Образовательная деятельность.
«Путешествие в парк» (Разработка)
1. Просмотр фотографий из парка.
Уточнить и закрепить знаний детей о
животном мире парка, его значимости в
Ростовской области Ремонтненского района.
Май
2. Загадывание загадок об обитателях
парка.
2. Беседа «Как я был в парке».
2) Образовательная
деятельность. «Спортивные комплексы
Ремонтненского района» (Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Презентация «Ремонтненский район
спортивный».
Воспитывать у детей интерес к животным,
умение внимательно слушать друг друга,
чувство любви и гордости за свой район.
Дать детям знания о спортивных
комплексах Ремонтненский район. Закрепить
знания о спортивных сооружениях и
различных видах спорта. Вызвать чувство
гордости за спортсменов родного края,
вызвать желание заниматься спортом.
1) Образовательная
деятельность. «Ремонтненский район, я
хочу о тебе рассказать» (Разработка)
1. Беседа с детьми о полученных
знаниях о Ремонтненском районе.
2. Рассматривание альбомов, книг,
иллюстраций о селе, природе,
памятниках, достопримечательностях и
т.д.
2) Образовательная деятельность.викторина «Знатоки родного села»
(Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Фотовыставка «Знатоки родного
села».
Закрепить знания детей о Ремонтненском
районе, его селе, памятниках,
достопримечательностях, природе и т.д.
Развивать разносторонние качества личности
ребенка, память, быстроту реакции,
сообразительность, находчивость,
логическое мышление. Воспитывать чувство
товарищества, уважение к партнёрам и
соперникам по игре. Формировать
патриотические чувства; учить узнавать по
иллюстрациям и уметь рассказывать о
достопримечательностях родного села.
Закрепить знание детей об истории родного
села, о его достопримечательностях.
Развивать у дошкольников умение
применять имеющиеся знания.
2. Воспи
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
В ходе работы по программе развития «Формирование нравственность-патриотических
чувств дошкольников на основе изучения историко-национальных и природных
особенностей родного края» воспитателями в разновозрастной группе создаются
тематические выставки, связанные с изучением темы.
В ДОУ имеется ноутбук и проектор, музыкальный центр, фотоаппарат для просмотра
фото и видео материалов о родном селе, районе, достопримечательностях и природе
Ремонтненского района.
3.2. Методическое обеспечение
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
3. Программа Князевой О.Л. и Махане
4. Затулина Г. Я., «Россия- Родина моя» Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста.
5. ТимофееваЛ.О., Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
6. Кондрыкинская Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.
7. И.В.Задорожняя и О.И.Чежегова,История Ремонтненского района.
8. А.Н.Бочаров «О Малой Родине Моей».
3.3. Средства реализации Программы
Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карта Ремонтненского района,
геральдики села и района, перспективное планирование, конспекты занятий, бесед,
экскурсий, викторины.
IV. Дополнительный раздел.
4.1. Краткая презентация Программы
Программа развития «Наш край родной» расширяет и дополняет раздел «Познавательное
развитие» основной образовательной программы МБДОУ Валуевский детский сад
«Теремок». Программа рассчитана на 4-х летний период обучения детей от 1.5-х до 7-ми
лет.
Программа развития позволяет сделать процесс обучения развивающим и
содержательным для каждого ребенка, формирует у него чувство принадлежности к
определенной культуре, всесторонне знакомит детей с Ремотненским районом.
Образовательный процесс осуществляется в организованной образовательной
деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных
моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Обучение проводится
в форме занятий, игр-путешествий и экскурсий в прошлое и настоящее Ремонтненского
района, с широким использованием видео и фотоматериалов из истории родного края.